Интервью с "отцом" питерского роллер движения Олегом Выгодским (Oleg V)

публикации

Итак, кто же не знает "отца" Питерского роллер движения стоявшего его у истоков. Этот господин известный многим под ником OlegV (Олег Выгодский), еще в конце прошлого века, когда все Питерские роллеры знали друг друга в лицо, внес много креативных идей и организовал не одну групповую роллер поездку. Интервьюировала Oleg-а V. Наталья Ахмедуева (Школа роллеров Roller Pride).



Наталья: Мне сказали, что ты  - легендарный ведущий первых пятничных ночных покатушек. Еще до того, как появились ночные от РП. И ты стоял у истоков движения питерских ночных покатушек. Ты же говоришь, что это неправда.. Я уже запуталась :). Олег, расскажи, как это было на самом деле? Ты же , собственно, пионер в данном вопросе…

OlegV: Начнем с легендарности. Предлагаю изъять этот термин из нашей беседы.

Кататься на роликах я начал в конце 90-х гг. Узнал о сайте www.roller.ru - в те времена питерских роллер сайтов не было. Именно на Роллер.ру я впервые прочел о московских ночных покатушках. В то же время, я стал знакомиться с зарубежным миром роллеров. И быстро натолкнулся на понятие FNS (Friday Night Skate).

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Большинство роллеров в России (и на постсоветском пространстве), говоря о ночных покатушках, используют сокращение FNS. Я и сам так поступал до недавнего времени. На самом деле, это разные форматы (по времени суток). У нас покатушки являются, действительно, ночными (начинаются в районе полуночи и заканчиваются под утро). Но, за рубежом покатушки класса FNS проводятся только в вечернее время. В Париже, например, они так и называются: Vendredi Soir (в пятницу вечером). Как правило, там покатушки начинаются в 20:00 – 21:00 и заканчиваются не позже 23:00. В Париже начало – в 22:00. Если не ошибаюсь, одна из самых поздних вечерних покатушек проводится по пятницам в Барселоне – они начинаются в 22:30 и заканчиваются примерно в 01:30. О регулярных "ночных" покатушках типа FNS я никогда не слышал. Да, отдельные роллеры катаются по ночам. Я сам как-то попал на ночную покатушку в Барселоне но это был не формат FNS.

Я с большим удовольствием следил за обсуждением "вечерних" покатушек (за рубежом), смотрел фотки, видео. Интересовался особенностями их проведения, правилами и рекомендациями. Даже связывался с организаторами. В частности, с роллерами из США и Голландии (Роттердам), которые занимались их организацией. У меня до сих пор сохранились несколько писем от зарубежных роллеров об организации FNS, датированных 1999 г. :).

В то время желания начать регулярно кататься по ночам у меня не было (говорю "по ночам", так как в Москве ночные проводились активно, и я привык к этому термину. Кстати, в Москве ночные стали регулярными в начале 2000-х гг.).

Желания то не было, но информацию я продолжал собирать. Наверное, зрел... :).

Следует отметить, что в 90-х годах в СПб по ночам роллеры регулярно катались. Как правило, поодиночке либо небольшими группами. Заводилами тех ночных были Кит, Спонсор, Диггер и Ко. Были и другие "активисты", но их имен я не помню. А кого то и вообще не знаю :).

Свою первую ночную я провел летом 2000 г. Как раз, к тому времени московские роллеры стали активно приезжать в наш город. А также, в Сосновый Бор (там в то время регулярно проводились соревнования по слалому и агрессиву). Плюс, там же находится Липово ...

Прошло еще некоторое время (как раз, два года). На форуме Инлайне "собралась" активная группа роллеров. Началось активное обсуждение роллер жизни. В том числе, как нам "обустроить Рабкрин" (в смысле, надо делать ночные!!!). Спорили, предлагали варианты, маршруты и проч. Во сколько собираться на Дворцовой? До скольки кататься? Когда начинают утром мыть город? Во сколько закрывают (открывают) метро? В каком темпе ехать? Ждать ли отстающих?

Наконец, все основные вопросы были решены. И летом 2002 г. (если не ошибаюсь, в ночь с 5 на 6 июля) состоялась первая регулярная ночная от Инлайна. Которая впоследствии получила свою сокращение "ПИН" (Пятничная Инлайн Ночная). Главными двигателями прогресса были ДронАП, Гайка, Кир, Димас, Марксман, Вертеп, Мегавольт, Карни, Шишка ... (надеюсь, не отмеченные в списке не обидятся на меня). Это местные роллеры. В дискуссиях также постоянно участвовала московская роллерша Глюк, которая в свое время очень активно занималась ночными в Москве.

В то время я был активным читателем форума и в обсуждениях почти не участвовал.

И на этой самой первой ночной ПИН меня не было (в отпуске я был тогда). А первую ночную ПИН я провел в конце июля 2002 г. в Сосновую Поляну. Ну, а потом и понеслось... (репортаж об одном из первых ПИНов)

Правда, нельзя говорить "свою". В роллер колонне всегда был ведущий и замыкающий. Со временем появились "боковые" товарищи. А еще позже стали использовать термин "маршалы", который был заимствован у англичан.


Наталья: Сколько человек собрала первая покатушка? Сколько последняя? Почему ты перестал заниматься – просто вырос?

OlegV: Судя по фоткам, на первый ПИН приехало человек 20. Большинство друг друга знало. Либо лично, либо благодаря сайту. Через пару лет в ночных участвовало, в среднем, три-четыре сотни людей. Максимум несколько раз достиг 1000 чел. Но, это вместе с велосипедистами.

Заниматься ночными я перестал по разным причинам. Вырос ли я? Нет, мой рост как был 180 см, так и остается до сих пор.

Причины... Резко возросло и продолжало расти количество машин. И я сам стал с опаской выходить на улицы (на роликах). Потом, сам ночной формат стал у меня вызывать отторжение. Ночью надо спать. Ночью работают ночные клубы, в которые люди выбираются отдохнуть. Определенная часть роллеров так и воспринимала ПИНы: я отдыхаю, не мешайте мне.

Откатав четыре сезона ночных, я обнаружил, что они мне больше не интересны. Мне всегда больше всего нравилось кататься "на природе". А после ночной суббота всегда вылетала почти полностью. И даже часть воскресения.

Кстати, кроме ПИНов, существовали и мини-ночные. Не помню день недели (но, не на выходных). Мы катались вечером от Автово до Стрельны (по Стачек и Петергофскому шоссе), там сидели в кафешке и возвращались в Автово (до закрытия метро). Так откатались сезон. А на следующий год я увидел, что кататься там стало невозможно. Резко увеличилось число машин. Не до комфортного вечернего катания стало.

Напоследок выскажу свое мнение о формате именно "ночных". Мне кажется, это тупиковый формат. Именно для регулярных роллерских покатушек. Почему:
кататься всю ночь физически тяжело и плохо для организма. Ночью надо отдыхать. После трудовой недели и перед долгожданными выходными.
ночью на дорогах (а иногда и на тротуарах) становится опаснее. Некоторые автомобилисты лихо гоняют по улицам. Нередко встречаются подвыпившие персонажи, неадекватно реагирующие на проезжающих мимо роллеров.

Что же остается делать? Пожалуй, пытаться применять формат FNS. Или сокращать длительность ночных - до двух-трех часов максимум. И, при этом, "решать" для участников проблему с мостами и транспортом.


Наталья: Ролики – это спорт для тебя, способ коммуникации? Зачем вообще люди встают на ролики, ты знаешь?

OlegV: Для меня это просто хобби. Без конкуренции, без соревнований. Катаешься по красивым местам, общаешься, дышишь приятным разговором. Супер!

Люди выбирают ролики по-разному. Пытаются найти спортивное хобби летом. Встают на ролики всей семьей. Причем, иногда в обратном порядке: сначала дети, потом взрослые. Продолжают играть в хоккей (переходят со льда на асфальт, на лето, а потом возвращаются на лед). Очень многие, гуляя в ЦПКиО или по наб. Невы, встречают роллеров и сами решают купить ролики.

Чаще всего, это хобби. Для кого то мода. Для других – очередная игрушка.


Наталья: Когда ты начал кататься? Почему стало больше, чем хобби?

OlegV: Начал кататься в 1998 г. В городе тогда роллеры мне встречались редко. Чаще всего, дети на "погремушках" (по моему, сегодня такие ролики уже почти перестали продаваться). В Мюнхене обратил внимание на роллеров (взрослых), уверенно едущих по дорогам и тротуарам. И мне это запало в душу.

Купил первую пару (Рочесы), на размер больше даже :). Понравилось сразу, с первых минут. Проблем не было, так как у меня был уже большой стаж катания на ледовых коньках. Вот только опасался падений на асфальт – два года катался исключительно в наколенниках.

Ролики для меня – просто хобби. И довольно активное :).


Наталья: Как родилась идея сайта Inline-Питер? С кем ты начинал его делать, кто были эти люди, зачем нужен был этот сайт, что хотелось отразить? Кто сейчас занимается сайтом?

OlegV: Все очень просто. Кроме просто катания на роликах, я сильно заинтересовался роллер туризмом. Стал собирать материал, анализировать возможные места катания здесь и за рубежом. Создал небольшую веб-страничку со своими репортажами. А потом, в один прекрасный момент, пришел ко мне KiR (Кирилл Скугарев) и показал макет сайта Инлайн. Так что, это KiR придумал сделать Инлайн. А я, как видно, не сумел ему сильно помешать :).


Наталья: Как считаешь, что стоит за понятием роллер-культуры лично для тебя? Роллер, как идейный персонаж, что это за человек?

OlegV: За всех говорить не буду – мы настолько разные... Для меня? Я люблю кататься на роликах. И смотреть по сторонам. Кататься в красивых местах: вдоль залива и моря, рядом с красивыми дворцами и мостами, по лесным массивам (если это технически возможно). Отдельно от автотраспорта.

Мне интересны новые встречи с роллерами. Ценю прежние знакомства и совместные покатушки. Стараюсь улыбаться и приветствовать встречных роллеров. Стараюсь помогать новичкам (торможение, повороты, лестницы...). Не люблю проноситься мимо людей и нестись на людей – это может сильно напугать и вызвать негативную реакцию.


Наталья: Можно ли говорить о какой то сформировавшейся роллер-индустрии, как тебе кажется? На каких китах она должна базироваться?

OlegV: Что понимать под роллер-индустрией? С точки зрения разработки, производства и продажи роликов (а также всяческих аксессуаров), она существует и уже довольно давно. Если говорить о направлениях или видах "деятельности", то тоже понятно:
соревнования, фестивали, показательные выступления,
групповые покатушки (дневные, вечерние) и роллер туры (в том числе, за рубежом),
школы обучения (основы катания, слалом, скоростное катание, хоккей...)

 

Наталья: Как изменилось роллер-движение в Питере за 10 лет? Случилась ли какая нибудь - революция? Хочется каких то значимых перемен, и в какую сторону?

OlegV: За 10 лет произошло очень много изменений. Прежде всего, стало на порядок больше людей, купивших ролики. Проводятся массовые пробеги, покатушки, соревнования (10 лет назад можно было поучаствовать только в роллер фестивале в Сосновом Бору). 10 лет назад никто (включая меня) не смог и надеяться на то, что для роллеров будут перекрывать городские магистрали. В городе резко улучшилось качество асфальта: как на улицах, так и на тротуарах. Временно (надеюсь) ушло Невское Кольцо, но появился Парк 300-летия С-Петербурга и "заново" родился ЦПКиО. Появились шикарные пешеходные набережные Невы (где стало комфортно кататься на роликах), в Пушкине и Павловске стало просто классно кататься. Велодорожки: Мурино, Сестрорецк, Колпино! Это то, что приходит в голову сразу.


Наталья: Вспомни, пожалуйста, 5 неоспоримых, возможно, субъективных, но важных фактов , событий, связанных с роликами в Питере или в стране. Лучше в Питере, конечно. Город то у нас чудесный).

OlegV: Попробуем:
ПИНы,
общегородские роллер пробеги,
соревнования для роллеров,
роллердромы и выделенные места катания (парки и велодорожки)


Наталья: Каждое время фиксирует своих героев. Лично твои – кто? Возьмем 10 , 20 и 30 лет. Какие идеи или дела тебя привлекли, что ты взял от каждого?

OlegV: Хочется отметить не героев, а тех людей, которые серьезно повлияли на мою жизнь и активно помогают до сих пор. Прежде всего, родители, члены семьи, одноклассники, тренеры (по футболу) и игроки (с которыми и против которых играл). А также, сокурсники, коллеги по работе. И очень многие роллеры!


Наталья: Какие опыты тебя вдохновляют?

OlegV: Уф. Не могу ответить. Не хочу говорить банальные вещи... Надо подумать.


Наталья: Какая философия жизни тебе близка?

OlegV: Быть активным, расширять свой кругозор. Доброжелательно относиться к окружающим. Заниматься своим делом.


Наталья: Есть ли у тебя какая-то новая вдохновляющая идея? В чем она?

OlegV: Есть. Но, это личное. Пока, не буду говорить вслух.


Наталья: Скажи, жизнь преподносит подарки?

OlegV: Да, нередко. Но, это личное :).


Наталья: Одна тысячная секунды, когда ты безмерно был счастлив – вспомнишь? Что это было?

OlegV: Таких ситуаций было и бывает много. Из последнего: слова собеседника о том, что мой доклад полностью изменил его мнение на технологию. Если данный собеседник прочтет эту фразу, должен сразу понять :).


Наталья: Ну и последнее, глупость, конечно, но если однажды в мире можно будет сделать так, чтобы стать человеко-роллером необратимо. Как кажется, многие бы поменяли человеческие ноги на роликовые?

OlegV: Я бы не хотел лишиться своих ног. Честно :).

Спасибо за идею с интервью! Раз уж мы говорили, в основном, о роликах и роллерах, пожелаю всем "коллегам" здоровья и благополучия.