Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 175

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 176

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 177

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 178

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 179

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 180

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 181

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 182

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 183

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 184

Notice: Constant already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 185

Notice: Constant _FB_COPY_FILE already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 187

Notice: Constant _FB_COPY_OK already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 188

Notice: Constant _FB_AVATAR_GDIMAGE_NOT already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 298

Notice: Constant _FB_DIRCOPERR already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 697

Notice: Constant _FB_DIRCOPERR1 already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 698

Notice: Constant _POST_FORGOT_POLL already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 783

Notice: Constant _GEN_POST_NEW_POLL already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 784

Notice: Constant _POST_FORGOT_ANS already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 790

Notice: Constant _POLL_ONE_ANS already defined in /home/phu63912/1.phu63912.z8.ru/docs/in/administrator/components/com_fireboard/language/russian.php on line 793

Мой Финлайн 2004

Путеводитель

Пролог

История моего участия в Финлайне началась в марте 2004, когда я, наконец, решил, что готов осуществить давнюю мечту и прокатиться по Скандинавским просторам в компании любителей путешествий на роликовых коньках. Благодаря репортажам ОлегаВ, я был заочно знаком со Стритглайдерами (Katukiitajat), и в моем воображении все мероприятие представлялось именно как путешествие.

Охота к перемене мест давно меня терзала и, может быть, последней каплей стали нововведения в Приморском Парке Победы (народные мероприятия и закрытие кольца по выходным), а может стало просто скучно гонять в сотый раз по знакомым местам. В любом случае, решение об участие было настолько явным и очевидным, что я просто послал письмо на указанный на сайте Стритглайдеров адрес и был внесен в списки.

А потом началось томительное ожидание июля и подготовка к пробегу. В процессе подготовки я приобрел новые K2 Power 7.0 и намотал не одну сотню км на Невском кольце. Больше всего меня волновала именно физическая готовность к пробегу. Организаторы заявили суточное расстояние в 60-70 км. И так в течение 5 дней. Согласитесь, 300 км за 5 дней звучит интригующе! В общем, я готовился на совесть ;) И как потом оказалось, не зря. Всю неделю перед отъездом я не находил себе места. Мыслями я был уже в отпуске, в краю лесов и тысячи озер.

 

Дорога

Старт Финлайна 2004, как и всегда, начинался в Хельсинки. Из Питера туда добирались на пароме Tallink, который очень удачно эстонцы пустили весной этого года. Паромное сообщение предпочтительнее автобусного с точки зрения комфорта: по деньгам те же 30 евро, ну а по времени - на 5 часов дольше. Хотя, за возможность спать на кровати, а не на плече у соседа по автобусу, на это можно закрыть глаза.

К моему удивлению, на этот Финлайн собралась представительная делегация из Питера. Как потом хорошо резюмировал наш Олег, "все люди оказались адекватные", и это во многом стало залогом нашего удачного участия в пробеге.

По прибытии в Хельсинки нас немного помучила местная таможня. Пересчитали и проверили на фальшивость мою наличность, задавали всякие вопросы про то "куда и зачем еду". Но, у меня с собой было инфо письмо от организаторов, и его наличие здорово облегчило мне прохождение таможни. Не думаю, что это норма или традиция у финнов так встречать гостей. Просто паромное сообщение с Питером открылось недавно, и таможня еще не освоилась ;)

Ну, что дальше... Прибыли на место сбора. Начали знакомиться с остальными участниками Финлайна 2004. В этом году он получился необычно интернациональным. Кроме 6 русских, там были по одному представителю Голландии и Японии. Ну, а все остальные (около 15 чел.) - локалы. Я был здорово удивлен, насколько много среди финлайнеров было возрастных участников! Но, все они были бойцы, преданные роликам, наматывающие за сезон не одну тысячу км и ревностно подсчитывающие каждый пройденный километр. Гляди на них я понял, что ролики - это больше, чем просто досуг или веселое времяпрепровождение. Как бы не банально звучало, это стиль жизни, который не тяготит груз прожитых лет.

Автобус плавно катился по просторам Финляндии, с каждым километром приближая нас к месту старта первого дня пробега. Меня эти 6 часов немного задолбали, так как уже очень хотелось надеть ролики и, наконец, прокатиться по финской земле. По дороге мы пару раз останавливались, но ничего примечательного за это время не произошло. Никто не отстал и не потерялся. Надо отметить, что организация и дисциплина поведения у финнов на высоком уровне. Это относится к тому, как все без опозданий и напоминаний собираются, ну и конечно, как едут в группе. Правда, довольно много время у них уходит на обсуждения и поиски консенсуса. Я это отношу к издержкам, связанным с менеджментом большой группы людей, говорящих на разных языках.

Еще надо отметить, что Стритглайдеры - это некоммерческая организация, некий клуб, объединяющий любителей роликов из Хельсинки с филиалом в Турку. Соответственно, для участия в мероприятиях Стритглайдеров надо платить членские взносы и какие-то деньги за транспорт. В этом году на эти цели собирали по 65 Евро. Примерно на такую же сумму можно было купить 8 шт 80 мм колес и набор подшипников ABEC-7. Все это продавалось тут же в автобусе. Равно как и водо-ветро-стойкие куртки-штаны с символикой клуба (85 Евро за комплект). Вместо всего этого, каждый получил официальную майку участника с логотипом спонсора на груди и картой пробега на спине.

Самое интересное, что эти майки были все сплошь маленьких размеров и являлись обязательными для ношения на всем протяжении (пока едешь на коньках) пробега. Это правило соблюдалось всеми неукоснительно, и всякие попытки задинамить майку вежливо, но настойчиво пресекались. Тоже касается наличия шлема. По правилам Финлайна шлем обязателен. Если своего нет, то его предоставят организаторы.

К вечеру 4 июля мы прибыли в Каяни, небольшой городок на востоке центральной части Финляндии. В отличие от предыдущих, нынешний Финлайн проходил по малонаселенной части страны, и города на нашем пути можно смело классифицировать как районные центры или даже отдельно стоящие строения. Каяни был как раз чем-то вроде районного центра. По приезде мы быстро разместились в удобной гостинице, и тут же был объявлен сбор на вечернюю обзорную покатушку. Наконец-то мои коньки оставят свой след на финском асфальте!

Перед стартом нам объяснили основной принцип катания на Финлайне. Дело в том, что в целях безопасности народ не ломится в 4 ряда колбасой из 100 человек. Наоборот, все участники разбиваются на группы с учетом уровня физической подготовки. И так едут всю дорогу, строго соблюдая рядность, не обгоняя, не наезжая друг друга и не выходя из колонны. Между собой группы так же держат дистанцию. Обгон группы возможен только на пологом участке или на подъеме, но НИКОГДА не на спуске. По ходу движения ведущий и замыкающий информируют группу о приближающейся опасности, и все команды передаются от человека к человеку (как в игре в испорченный телефон). Только в отличие от игры, никто ничего не путает. Тут не шутки, безопасность превыше всего. И самое удивительное, что, поездив так дня два, не понимаешь, как можно ездить по другому!

Сама же поездка запомнилась одним курьезным участком, когда велосипедная дорожка резко побежала под горку, обернулась неслабым даунхилом, а в конце спуска уперлась в шлагбаум , упреждающий выезд на проезжую часть. Вот так. Но для финских старожилов финлайна этот курьез не был сюрпризом, и нас пять раз предупредили не разгоняться сильно. Но, все равно, было весело наблюдать, как роллеры вылетают из поворота, и один за другим начинают со скрипом тормозить и с разбегу прыгать в траву.

 

Первый день: Каяни-Вуокатти (Соткамо) - 41 км

Старт первого официального дня Финлайна был объявлен на 10 утра. По рассказам локалов это ужасно поздно. Но, сегодня нам предстояло бежать немного - около 45 км, поэтому стартовали не рано. Накануне ночью мы с Игорем успели искупаться в расположенном рядом с отелем озере и отпариться в сауне. Так что 10 утра было тем самым временем, когда организм уже готов стартовать без особого сопротивления.


Однако сразу никто не куда не побежал. Сначала мы долго ждали остальных участников, потом грузили вещи в автобус, потом фоткались, потом делились на группы и слушали ценные указания по маршруту. В итоге, прошел час, и затянутое с утра небо периодически роняло на нас свои капли. К счастью, до серьезного дождя не дошло, и мы наконец-то стартовали. Впрочем, даже если бы и дошло до дождя, старт все равно никто бы не переносил. Просто ехали бы по лужам.

Каяни проскочили по маршруту вечерней покатушки, и как-то незаметно городок остался позади. А впереди замелькали елки и сосны. Вот уже велосипедная дорожка заканчивается и мы переходим на шоссе. Катить весело, дождь перестал, но начались подъемы. А вместе с ними и спуски! Локалы спуски проходят, сцепившись в паровозик, набирая хорошую скорость и отрываясь от тех, кто едет сам по себе. У нас, русской группы, по-первости было предубеждение против такого способа спуска. Казалось, что это не вполне безопасно и требуется подготовка. Но, это только казалось и только по-первости.

Потом мы втянулись, и все спуски проходили только так. И это особые ощущения! Начинаешь чувствовать скорость. Знаете, 30 и 40 км/ч на спуске здорово различаются. А когда паровозик разгоняется до 50 км/ч, думаешь только об одном: как хорошо, что это Финляндия, и как хорошо, что тут знают, как класть асфальт ;)

 

Первый день был богат на спуски, но, особенно запомнились подъемы. На 10 км пути нам предстояло одолеть длинный тягун. Если кто был в Коробицыно и ездил в сторону Мичуринского, то знает там подъем в сторону обсерватории и поселка Светлое. Так вот - это тоже самое. Меня вообще всю дорогу не покидало чувство, что я еду по нашему Коробицыно. Хотя, что тут странного, географически это один регион. Вот только на этом сходство и заканчивается.

В общем, преодолели мы этот подъем, попили воды на его вершине и двинулись дальше вниз. На этом отрезке группы очень растянулись. Самые быстрые умчали вперед, менее резвые остались наверху приходить в себя. Ну, а я покатил догонять своих. Хотя, русская группа тоже растянулась, и в итоге какое-то время пришлось ехать в одиночку, что в принципе запрещено на Финлайне.

Вокруг лежал мокрый пейзаж в пастельных тонах. На горизонте виднелись склоны и трамплины горнолыжного курорта Вуокатти. До финиша на сегодня оставалось еще 15 км. Я успевал фоткать и смотреть по сторонам. На душе было легко. Подъем показал, что дистанция по силам, а мокрый асфальт не создает проблем для толкания. Вот тут я и понял, что не ошибся в своих предположениях о Финлайне. Это именно путешествие на роликовых коньках.

Вот и Вуокатти. Точнее развилка дорог, прямо - в сторону Соткамо, направо - горнолыжный курорт Вуокатти. Куда ехать? На спинах у нас написано Соткамо. Но, почему тогда скоростная группа свернула направо? Или нам показалось? Точно сказать никто не мог. А поскольку остановка для раздумий начала затягиваться, я поехал по следам скоростной группы. И, разумеется, никого не увидел. Только поворот с указателем Вуокатти и дорогу, уходящую куда-то в небо. Пришлось повернуть обратно. Естественно, на "месте наших раздумий" уже никого не было. Ребята умчали, видимо, в Соткамо.


После недолгих поисков и мобильных звонков наша группа, пополнившаяся финскими коллегами, отправилась штурмовать ту самую дорогу в небо, а именно, мы полезли на вершину Вуокатти. 1,5 км извилистого подъема, не самый лучший асфальт и набор высоты метров в 400. Имея за спиной около 45 км, лезть в гору совсем непросто, поэтому большая часть группы оккупировала проезжающий мимо автомобиль и, уцепившись за все, за что только можно уцепиться, помчала наверх. А я остался один. Честно говоря, меня несколько смутила перспектива оплачивать оторванные спойлеры или детали крыши владельцу автомобиля. А в том, что они могут оторваться под тяжестью шести человек, я не сомневался. Правда, все обошлось. Но, не потому ли, что я предпочел лезть в гору сам? И потом, я платил за Финлайн, чтобы кататься своим ходом. Вот и прокатился ;)

На горе, в небольшой кафешке, мы все встретились. Поели мороженного,отдохнули и вниз. Правда, спускались уже на автобусе, т.к. выйти победителем на таком даунхиле было бы не просто. Хотя пара локалов предпочла спускаться своим ходом. Не знаю, по мне пройти весь спуск на тормозе - не великое приключение. Хотя, иначе там и не спуститься. Зато тормоз после этого одному из смельчаков пришлось менять. Стерся полностью.

На десерт первого дня все поехали в расположенный в паре километров спортивный центр. Там анонсировалась биатлонная трасса, которую наши финские коллеги захотели протестировать. К слову сказать, трасса оказалась не самая забористая. Были конечно там и спуски и подъемы, но круг небольшой. Короче, то же Липово, те же шишки и иголки на асфальте. Только вокруг трассы коттеджики стоят, и есть озеро небольшое. Прокатившись пару раз, решили ехать заселяться в отель.

Но по дороге я не смог удержаться и заскочил в одно из зданий спортивного центра, где начинается 2.5 километровая труба с искусственным снегом. В этой трубе можно кататься на лыжах круглый год. Труба проложена в виде кольца, имеет небольшие спуски и подъемы, и в ней можно гонять как коньковым, так и классическим ходом. На входе есть пункт проката, где за 12 евро можно получить полный комплект лыжной снаряги. В эти же деньги входит билет в саму трубу. Великий соблазн встать в июле на беговые лыжи я преодолел с трудом. Но здравый смысл подсказывал, что нужен отдых. Все таки, завтра снова бежать.

А отдых в этот раз получился отличным. Снова сауна, только не электрическая, а дровяная. В отличие от всех последующих саун, которые располагались в подвалах отелей, эта представляла собой отдельно стоящую избушку, в 10 шагах от отеля. Рядом с ней было озерцо с ледяной водой. К нашему приходу народ уже активно прыгал и плескался в этом озерце. Оставалось только как присоединиться к всеобщему веселью.

Често говоря, до Финлайна я не был большим любителем сауны. Но, одно могу сказать определенно - благодаря таким вот ежедневным сеансам релаксации и расслабления, усталость после целого дня на роликах не чувствовалась совсем! Так что, если вы запланируете длительные покатушки, подумайте над тем, чтобы включить сауну или баню в качестве конечного пункта программы.

Второй день: Вуокатти (Соткамо)-Кухмо - 58 км

Стартовали в 9 утра. Пока еще светит солнце, но туч что-то удручающе много. Сегодня бежим по новому графику. Впереди самая медленная группа. Вернее, все те, кто пришел (из отеля) на старт вовремя. Через 20 минут русская группа. После нас стартуют самые скоростные. В таком составе и бежим. Ориентироваться на местности несложно: до Соткамо велосипедная дорожка, а там нас встречает Катя - ветеран Финлайна и просто очень хорошая финская девушка.

Пролетаем 20 км на одном дыхании. Идем ровно, асфальт приемлемый. Дорога идет мимо лесов, иногда попадаются посадки молодых сосен, но в целом лес гутой. Однако наше слаженное движение вдруг прерывается - начинается дождь.

Что делать - уходим в лес, прятаться под деревьями. Там же обсуждаем, что делать дальше. Ребята предпочитают дождаться автобуса и пересидеть осадки в нем. Мне сидеть в автобусе не хочется, да и дождь вроде ослабел. Решили ехать вдвоем, с Катей. Но, не успели мы проехать и пару километров, как с неба обрушились потоки воды.

Тут как раз мимо проносится наш автобус и в его окнах вижу довольные лица своих товарищей. Чему они так радовались? Наверное тому, что едут быстрее, чем я ;) А тем временем началась настоящая гроза - с громом и молниями. Опять в лес, прятаться под деревьями. На этот раз деревья спасали мало, я здорово вымок и начал замерзать. Но, больше всего меня беспокоил мокрый мох, в который провалились колеса моих роликов. В голове представлялись картины полностью вставших подшипников и колесиков, которым больше не суждено вращаться. А ведь это только начало, и впереди еще 250 км! С этими мыслями я предложил Кате выбираться из леса и ловить машину до пит-стопа с автобусом. К этому времени мы уже проехали около половины дневного пути, и по моим расчетам, до следующей стоянки было не более 3-4 км.

Однако стоять на обочине с вытянутой рукой никто не собирался. Мы просто поехали дальше, оставляя на мокром асфальте длинные дуги. Прикольно было смотреть, как при каждом отталкивании из под второго переднего колеса вырывался небольшой фонтанчик воды. Мой первый опыт дождевого хич-хайкинга в Финляндии оказался не самым успешным. Во-первых, в такую погоду и такое время на дороге было немного машин. Ну а те, кто проносился мимо нас, не были настроены останавливаться. После 4-ой машины я уже настроился ехать до конца, но тут нам, наконец, повезло. Как сказала Катя, машина остановилась только потому, что водителем была представительница прекрасного пола. Кроме этого, это была супруга одного из финлайнеров, которая выступала в роле персонального сервис-кара. Как я и предполагал, до автобуса домчали за 5 минут. Дождь все не прекращался. За 5 минут до нашего прибытия на пит-стоп вперед, не взирая на дождь, убежала часть "медленной" группы. К слову, в этот день, ее мы так и не догнали.

Мокрая дорога манила в путь, а кончившийся к этому времени дождь освежил все вокруг и смыл усталость. Я снова в строю и бегу свой Финлайн! На этот раз бежали втроем: две дамы и я. Всю дорогу обсуждали приключившуюся погоду, а также места вынужденной стоянки других участников. "Медленная" группа при первых признаках дождя быстро сориентировалась и переждала непогоду под крышей придорожного амбара. И хотя дверь постройки была закрыта, находчивые финлайнеры просто подняли дверь и аккуратно поставили ее рядом. Надо ли говорить, что, покидая временное пристанище, дверь вернули на место. Скоростная группа никаких амбаров на пути не встретила. Только, туалет на одной из остановок. Он то и стал их укрытием. Вечером, когда все собрались в отеле, мы долго смеялись над тем, как пленники туалета в красках описывали свой пит стоп.

По мере приближения к Кухмо дорога подсыхала, и эмоции, связанные с дождем, уступали место впечатлениям от увиденного вокруг. Ехать было легко, разве что немного громче обычного гудели колеса. К обычному шелесту асфальта теперь прибавился настойчивый скрип моих подшипов. Все таки езда по дождю не прошла без последствий.

За 2 км до города нам догнала и обогнала скоростная группа. Однако далеко оторваться им не удалось, так как мы приехали к месту, где надо было менять направление и определяться с дорогой на гостиницу. Таким местом стала заправка Несте, где мы перекусили и сели дожидаться остальных. До окончания второго дня пробега оставалось около 3 км. Только их я проехал 3 раза, поработав Сусаниным. Сначала со скоростной группой до отеля, потом обратно на Несте и снова в отель вместе с теми, кто туда подтянулся за это время.

Наверное, после стольких событий надо было тихо идти спать. Однако как же сауна, купание в озере, разборка-сушка-смазка-сборка подшипов, ну и прогулка на сон грядущий? Все это было и в полном объеме! Даже в волейбол под дождем удалось сыграть. Ну а совсем ночь наступила в разговорах с голландцем Рональдом про особенности жизни в России, налоги, пиво и музыку. Во сне же я снова видел убегающую дорогу, леса, озера и проносящиеся мимо знаки-указатели расстояний. Правда, в том же сне мои подшипники отказывались вращаться, но я утешал себя мыслью о том, что из 8 колес четыре работоспособных я уж как-нибудь соберу.

 

Третий день: Кухмо-Нурмес - 76 км

Сегодня нам предстояло доказать природе, что вчерашний дождь не остановит отчаянных финлайнеров. Себе же предстояло доказать, что 76 км - дистанция не столь большая. Все утро перед стартом локалы сидели в Инете, анализируя метеосводки. Согласно консенсус-прогнозу, нас ждет дождь в первой половине дня и солнце во второй половине. Я даже расстроился:только втянулся в дождевое катание, как осадков толком и не будет! Но это я только сейчас так шучу. В то утро мне было не по себе, ибо сон про вставшие подшипы оказался вещим. После завтрака я с ужасом обнаружил, что те из подшипов, которые еще вчера вечером вполне бодро шелестели, наутро отчаянно скрипели и не делали и половины из положенных им оборотов!

Однако что либо делать было уже поздно. Оставалось надеяться на старую автомобильную мудрость про плохой бензин: мол, на трассе все сгорит. В роллерской интерпретации: за 76 км все скрипы пройдут сами собой.

В 9 утра у нас был старт. Автобус уже стоял, и в него активно грузили свои огромные чемоданы финлайнеры. В очередной раз поразившись, сколько людям надо вещей просто для того, чтобы было что грузить в автобус, я столкнулся с еще более забавной картиной. Рядом с автобусом сидел один из локалов-финлайнеров, в руке у него был аккумуляторный шуруповерт, справа ящик с инструментами, а на расстеленной на земле газете лежал набор подшипов. Парень лихорадочно менял подшипы и колеса за 5 минут перед стартом! При этом выглядел он точно как заправский сервисмен на пит-стопе Формулы 1. Энергично работая шуруповертом, он быстро насаживал новые колеса. Правда уложиться в 10 секунд у него не получилось. Так ведь у роликов колес 8, а у болида Формулы 1 всего четыре!

Тем временем, "медленная" группа уходила со старта. Длинная вереница роллеров бодро катила по биатлонному стадиону к выезду. Вдруг, из общей команды выделилась пятерка роллеров и покатила к лесу. В этот момент я догонял хвост колонны и, восприняв побег пятерых как желание обойти пелетон, присоединился к ним. Разумеется, никто никого обгонять не собирался. Просто ребята решили на последок погонять по асфальтовым дорожкам биатлонной трассы. На этот раз это была настоящая биатлонка: с большим стрельбищем, крутыми спусками/подъемами и достаточно длинным кругом. На скрипящих ролах я, вместе со всеми, полез на первый подъем. Именно полез, потому что в конце этого отрезка пришлось идти боком, так как закатываясь елочкой, можно было укатиться вниз. Это был потрясающий даунхилл! Разгона на спуске всегда хватало, чтобы без дополнительных толчков въезжать на следующий подъем. Петлю в 5 км пролетели так быстро, что захотелось еще.

Закончив с горками, мы понеслись догонять убежавших вперед коллег. Попрощавшись с Кухмо, наша группа взяла хороший темп, чему способствовало яркое солнце и хороший асфальт велосипедной дорожки. Правда, вскоре дорожка закончилась, и мы побежали по шоссе. После 5 км шоссейной гонки я понял, что сегодня будет непростой день. Дорожное покрытие под ногами было какое-то подозрительно не финское.

Слой асфальта был крайне тонкий и подложка из щебня мало способствовала гладкому качению. Короче, вибрации были такими, что через полтора часа езды я начал серьезно прислушиваться к ноющей боле в коленке. Другие участники так же были не в восторге от качества дороги, но ободряли друг друга отсутствием дождя.

 

По пути нам попался один пятачок боевой финской славы. С виду обычная придорожная стоянка, каких много на дорогах Финляндии. Однако, кроме киоска с водой и мороженным, в 10 шагах от дороги была расположена экспозиция оружия и техники времен зимней войны. Вокруг озера были прорыты длинные змеи блиндажей, сооружен бетонный командный пункт и выставлено тут же найденное вокруг оружие. Даже танк!

 

Все это снабжено картами оборонительных действий армии Суоми с комментариями на финском и английском о разворачивавшихся здесь событиях 65-летней давности. У нас таких мест тоже немало. Только кому они сейчас стали нужны? Вот и стоят, заброшенные, тихонько отступая под неумолимой силой Времени. А тут по-другому.

Не знаю, то ли под воздействием места и невольных размышлений про наше недавнее прошлое, то ли от того, что так долго стояли, но после этой остановки снова втягиваться в гонку было тяжеловато. К тому же, начались подъемы. Вечером, обсуждая прошедший день, все сошлись во мнении, что сегодня было самое большое количество горок и были они все чаще в виде длинных тягунов.

Километр за километром, Кухмо оставался позади. Миновали указатель "Нурмес - 40 км", подкрепились бананами и солеными огурцами на пит-стопе (это стандартное меню дневной гонки, непостижимо сочетающее соли, глюкозу и еще какие-то полезные вещества, которые неизбежно покидают организм при таких длительных нагрузках) и летим вниз в паровозике, преодолевая барьер в 50 км/ч. События мелькают в голове вместе с пробегающими мимо елками и из всего многообразия воспоминаний остается убегающее полотно асфальта.

На очередной остановке видим большое озеро и решаем искупаться. Подтягиваются остальные участники: кого-то мы обогнали, кто-то задержался на пит-стопах. Озеро красивое и не очень холодное. Купаться приятно, хоте немного смущают каменистый спуск. Выход нашел один из локалов: он просто не стал снимать свой шлем. Упасть и стукнуть головой можно не только катаясь на коньках, но и заходя в воду по скользким камням. Кроме того, шлем отлично держит на плаву - не страшно заплывать за буйки ;)

Снова катим. Я чувствую, что читатель скоро начнет напрягаться от кажущейся монотонности нашей гонки. Но это, скорее всего, результат моего неумения передать в словах те ощущения, которые рождал каждый миг Финлайна. Это не была изнурительная работа ногами, меньше всего это напоминало марафон. Мы просто катились вперед, впитывая красоту окружающей природы и обмениваясь впечатлениями. Я уже говорил, что Финлайн - именно путешествие на роликах. А для меня путешествие не сводится к перемещению из А в Б. Это момент, в котором сливаются созерцание и размышление. А то, что я видел вокруг, давало обильную пищу и первому и второму.

В какой-то момент я перестал слышать скрип колес. Я не ошибся - 50 км перемололи и испарили все то, что мешало шарикам свободно вращаться. Не берусь утверждать, что это гарантированный рецепт для лечения последствий катания по воде, но мне он помог. Даже сейчас, когда после Финлайна прошел месяц, мои ролики катят так, будто никакого дождя и не было.

Наконец, за стеной леса показался Нурмес. Городок небольшой, стоящий на холме. С моста через очередную протоку между озерами открывается красивый вид на шпиль церкви, возвышающейся над городком. На него мы и ориентировались, так как недалеко от церкви был наш отель. Под конец пробега нас ждал приятный сюрприз в виде идеального нового асфальта. Мчать по нему было одно удовольствие!

Немного поплутав в поисках отеля и убедившись, что спуститься к нему на коньках невозможно, я побежал обратно на шоссе встречать своих товарищей. Снова я в роли Сусанина веду колонну к месту нашей сегодняшней стоянки. Перед отелем мы посидели в небольшом кафе. Устроители Финлайна дали интервью местной газете, все сфотографировались. А вечером, рядом с нами начался локальный музфест. Но нам было не до него. Финлайн перевалил за свою половину, и 175 км ощущались довольно явственно.

 

Четвертый день: Нурмес-Нильсия (горнолыжный курорт Тахко) - 77 км

В отличие от предыдущих дней, мы покидали Нурмес одной колонной. Нашей сегодняшней вечерней стоянкой был еще один горнолыжный курорт - Тахко, популярный среди российских любителей лыж. Но, до него еще предстояло добежать. Как уже не раз случалось на Финлайне, после очередного пит-стопа для дозаправки мороженым, общая колонна распалась на мелкие группы, и далее все следовали в своем темпе.

Я снова оказался в "скоростной группе", которую локалы называли freedom group. В осознании своей свободы и не переставая любоваться пробегающими мимо пейзажами, катилось очень легко. Встречные водители уступали дорогу при встречном разъезде и обменивались с нами приветствиями.

Недалеко от Нильсии мы повстречали реактивный самолет. Еще один вид транспорта Финляндии, он принадлежал военной базе, расположенной недалеко от Куопио. На какое-то мгновение нас накрыл грохот, а потом над головой пронеслась стремительная тень. Если бы мордорские Назгулы Толкиена существовали в действительности, думаю, что летали бы они в похожем стиле.

Городок Нильсия совсем небольшой. Но, въезд туда организаторы решили сделать эффектным, для чего всем участникам было велено собраться вместе на ближайшей к городу заправке и одеть официальные майки пробега. Похоже, что эффектно въехать так и не получилось - просто на улицах Нильсии было совершенно пусто. Поплутав по трем улицам в составе авангарда, было принято решения искать место для обеда.

Таким местом оказался ресторан Dooris. Я не случайно пишу его название. Он заслуживает быть отмеченным в летописи нашего пребывания в Финляндии. Суть его в том, что питание в нем организовано по принципу шведского стола. И хотя сейчас никого этим не удивишь, но согласитесь, наесться от пуза за 5 евро в Скандинавии непросто. А у нас это получилось!

После обеда и стоянки, которая растянулась на полтора часа, все двинули в Тахко - наше пристанище на ночь. Расстояние от Нильсии до туда составляет 10 км. Но, это как раз тот случай, когда дистанцию надо мерить не километрами, а временем в пути, потому что такие подъемы и спуски нам еще не встречались! Сначала мы лезли в гору по хорошему асфальту для того, чтобы уйти вправо и начать затяжной даунхил. Поверьте, это стоит многого! Спуски шли один за другим, и я недоумевал, когда же начнутся горнолыжные горки, если мы едем все время вниз? Все просто - мы спустились в долину, окруженную холмами. С них-то и гоняют зимой. Сам курорт расположен вокруг озера дивной красоты. Примечательно, что катальные склоны Тахко расположены на одном берегу, а отели - на другом.

Поселившись в очень классном отеле с двухуровневыми номерами, мы отправились на уже ставшую традиционной вечернюю программу: в сауну с окунанием в воды озера. Однако хитом вечера стала игра, которую затеяли локалы. Называется она "we want more!". Суть ее в том, чтобы уместить как можно большим числом людей в бассейне-джакузи. В итоге, в 4-х местную емкость набилось 13 человек. Веселья было через край, как и вылившейся вокруг воды и сделанных фотоснимков.

Тахко очень раскрученный курорт, который посещает много народу даже летом. Рядом расположена конно-спортивная база, люди катаются на роликах, организуются сафари на квадроциклах. Вокруг идет активное строительство - строят аква парк. Так что приехать туда на отдых интересно не только зимой. Правда, подозреваю, что будет это не очень "бюджетно".

Ближе к полуночи мы пошли в центральный ресторан курорта, где выступала местная поп-дива. Посмотреть на ее выступление пришло довольно много людей и подозреваю, что большая часть из них приехала сюда специально. Живая музыка всегда обладает определенной магией, а уж когда играют с душой - ноги сами идут в пляс. Вот и мы не мало поплясали, проявив себя отменными танцорами.

 

Пятый день: Нильсия-Куопио (конечный пункт) - 55 км

Как-то незаметно наступило утро последнего дня Финлайна. Загружая вещи в автобус, меня не покидало философское расположение духа. "Все дороги рано или поздно заканчиваются" - гласит мудрость. Об этом особо не задумываешься, пока катишь или когда преодолеваешь бесчисленные подъемы, в конце которых перехватывает дыхание. Однако рано или поздно, но начинаешь понимать, что еще одно интересное и захватывающее приключение стало твоей личной историей, ушло в архив воспоминаний. Так было у меня в то утро. Однако активная деятельность - лучшее средство от хандры. Нам предстояло преодолеть длинную череду подъемов по дороге из Тахко. Вчера вечером спуск с них доставил немало приятных минут, а сегодня только и было разговоров про то, как мы будем забираться вверх. Скромно отмечу, что эти подъемы оказались не столь трудной задачей. Наоборот, длинный спуск за поворотом на Нильсию потребовал приложения усилий - надо было простоять в низкой стойке спуск в 2 км. Ноги потом здорово гудели ;)

Скоростная группа с самого старта взяла хороший темп, но вскоре большая часть любителей решила заехать по дороге на завтрак, и нас осталось всего трое. Так и ехали первую треть пути. На хвосте, в пределах видимости, бежали остальные россияне. Как выяснилось на первом пит-стопе, наша группа отмахала лишних 7 км, проскочив нужный поворот. То-то же я удивился, когда к автобусу один за другим стали подкатывать роллеры, по моим представлениям находившиеся не ближе 5 км от нас. Тем более, что подкатывали они совсем с другой стороны. С вновь прибывшими пришло известие о падении одного из паровозиков. Среди его "вагончиков" оказалось двое наших. К всеобщей радости падение обошлось без серьезных трамв: никто ничего не сломал. Хотя, даже небольшие последствия асфальтоватой болезни - вещи неприятные и долгозаживающие. Причиной завала паровоза стала потеря баланса одного из участников. Он потянул за собой второго, а оставшиеся просто не имели достаточно пространства, чтобы объехать упавших. Правда, по сравнению с финнами, наши роллеры проявили умение грамотно падать и, правильно сгруппировавшись, минимизировали последствия встречи с асфальтом. Локалы же поцарапались здорово. Особенно те, кто тормозил пятой точкой. В любом случае, после падения его участники продолжили пробег и добрались до Куопио вместе со всеми. Правда, от вечерней сауны пришлось отказаться. Как действует попперс отзывы девушек говорят о невероятном возбуждении

Дорога до Куопио пролегала по живописным местам. Как обычно, было много подъемов и спусков, радовавших глаз пейзажей и соблазнительных мест для купания. Правда сказывалась и близость большого города - движение становилось все более интенсивным. Несколько раз проносящиеся мимо фуры едва не сдували меня с дороги!

Дневная остановка была сделана в небольшом городке километров за 20 до нашего конечного пункта. На центральной площади наша колонна сделала привал, оккупировав типичный для всех финских городков фонтан. Кто-то обедал клубникой (5 евро за 1 кг), кто-то ел мороженное, а кто-то просто отдыхал под жарким финским солнцем.

Куопио обозначил свое присутствие традиционной теле-радио вышкой, возвышающейся над городом. За 5 км до города началась традиционная велодорожка, на которую дисциплинированные финлайнеры сразу же традиционно переместились. Последняя остановка перед вторжением была сделана на заправке. Надо было собрать растянувшиеся ряды, а организаторы явно задумали поразить местных жителей эффектным въездом нашего каравана.

Куопио расположен на холмах, и в самом городе много возможностей для даунхилла. Правда, часто все разгоны заканчиваются светофорами или участками, мощеными булыжником. Но, наша колонна в строгом порядке аккуратно миновала все возможные препятствия и прикатилась на площадь, которая могла у нас бы называться Привокзальной. И тут случился главный сюрприз, приготовленный организаторами.

Состоялся обряд посвящения в финлайнеры тех, кто принимал в нем участие в первый раз. Саму процедуру обряда велели держать в секрете - соберетесь на следующий год и все увидите своими глазами, так что я сдержу обещание и опущу детали.

Ну, а потом в отель. Опять в горку! В отеле - прощальная сауна, а затем прощальный ужин в смотровой башне с вращающимся рестораном, прощальный просмотр фотографий и прощальная покатушка по Куопио утром следующего дня с купанием в озере, игрой в волейбол и возможностью посмотреть на летние прыжки с трамплина на лыжах.


Честно говоря, я уже утомился описывать свои впечатления. Тем более, что многие детали и события ушли в глубины памяти. Да и вам, наверное, тоже мало интересного читать такое долгое повествование. Поэтому я буду заканчивать. Тех же читателей, кому, быть может, описываемые события понравились, приглашаю присоединиться на следующий год на Финлайн 2005.


Напоследок, кое-какая практическая информация.

· Мои общие расходы на поездку составили 450 евро, что на 6 дней с дорогой и проживанием для Европы вполне бюджетно.
· Обратно, в Россию, мы уезжали на автобусе из Хельсинки. Рейс в 23 часа с прибытием в 7 утра на следующий день. Цена - 30 евро.
· Жилье бронируется организаторами и по ценам вполне приемлемым. Дороже 35 евро вроде нигде не жили. И то, это цена с завтраком.
· Питание на дистанции я уже описывал - бананы-огурцы. Вечером - ресторан при отеле или вылазка в город. За 11 евро большая тарелка мясной еды. Пиво около 3 Евро (отдельно).
· Имеет смысл покупать еду в супермаркете. Мы так делали и делили расходы на группу.
· В дневной пробег я брал с собой гематоген (или Сникерс) и пил воду, разбавленную энергетиком. Правда, пил его только я один, так как он был просроченный ;) Но побочных эффектов не наблюдалось (или пока не наблюдалось ;), а подслащенная вода всяко лучше простой водопроводной.
· Перед поездкой я тренировался: в большей степени для того, чтобы подготовить себя к длительным пробегам. Пит-стопы на Финлайне не столь часты, как на ПИНе. И еще: никто отстающих там не ждет. Если опоздали к старту, вполне реально остаться одному в незнакомом месте на распутье трех дорог. Так что готовьтесь заранее и будьте пунктуальны ;)
· Асфальт по маршруту я бы оценил на 4. Конечно были участки на 5+, но были и на 3. На велодорожках как правило покрытие лучше, и нет характерных дорожек, проковырянных автопокрышками с шипами. Если есть велодорожка, все бегут по ней.
· На Финлайне движение колоны организовано с левой стороны, навстречу транспорту. Все слушают команды-предупреждения и выполняют их незамедлительно.

 

Удачи!

Иван К.

Нет комментариев.
Для комментариев вы должны войти или зарегистрироваться.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)