Сэм Низвицки - дедушка-роллер
публикации
Сэм Низвицки (Sam Nieswizski) - страстный поклонник роликовых коньков. В возрасте 80 лет энергия из него просто бьет ключом. Как только речь заходит о роликах, его глаза начинают гореть. Сэм - очень интересный человек, настоящая ходячая энциклопедия роликовых коньков. Читайте ниже интервью с ним.
Жили-были...
Как Вы увлеклись роликами?
Первоначально я катался на роликах как и многие другие ребята. Это было еще до начала второй мировой войны. Во время оккупации я был подростком, жил на юге Франции, кататься не мог. Вернувшись в Париж, я увлекся катанием на ледовых коньках. О-о-о, мне это очень нравилось. Я проводил на катке почти все свое свободное время. Катался три раза в неделю. Однако, к сожалению, летом кататься было невозможно, так как не было льда.
Однажды, прямо на улице я увидел молодого парня, на плечах которого висели новенькие ролики - я, конечно, захотел сам попробовать покататься на них. Я отправился на роллер-каток. Публика на том катке оказалась совсем другой, отличной от той публики, которая преобладала на ледовых катках. Обстановка была более живой и непосредственной. Меня довольно прохладно приняли там, так как я катался с типичной "ледовой" осанкой, можно сказать, с элементами снобизма, в галстуке. Некоторые ребята иногда бросали мне вслед реплики наподобие "посмотрите, у него настоящая физиономия фигуриста!" (и ржали при этом).
Для меня в то время роликовые коньки были как бы альтернативным спортивным увлечением. Если не ошибаюсь, в 1957 роллер-каток закрыли. В то время на роликах катались, в основном, дети. А взрослые роллеры воспринимались глупцами и даже маргиналами. Встречались редкие спортсмены, но это была отдельная каста. Взрослые, которые катались в свободное время, просили выделить им место для катания. В результате была предложена площадка, где в настоящее время находится Токийский дворец (Palais de Tokyo). По иронии судьбы, в настоящее время в тех местах обитают скейтбордисты.
А тогда на площадку регулярно приходил один парень со своим граммофоном, ставил на него пластинку и начинал танцевать (с воображаемой партнершей) различные вальсы и военные марши. Окружающие смотрели на него, разинув рот, в полном восхищении. Да, я там долго катался. Наконец, в 1979 г., случился настоящий бум - появились полиуретановые колеса. Люди стали кататься на роллер-рамах, которые крепили к своим кроссовкам (кедам). Очень многие начали кататься в Трокадеро (Trocadero), рядом с музеем современного искусства. Стали регулярно проводиться покатушки "Париж на колесиках" (Paris sur roulettes)
В тот период хорошие ролики еще не продавались - их просто не выпускали. Приходилось делать следующее: покупать хорошие детские ролики, разрезать крепежные ремни, сверлить дырки в рамах и подошве своих ботинок, и устанавливать деревянные колеса (вместо металлических). Честно говоря, на само катание уходило гораздо меньше времени, чем на "конструирование" роликов и их обслуживание. Со временем, как я уже сказал, появились полиуретановые колеса, в магазинах появились хорошие итальянские и французские ролики. Я стал кататься гораздо чаще. И, вообще, отношение к катанию на роликах изменилось - "маргинальный" оттенок ушел.
Почему Вы начали интересоваться историей роликов?
Где то в начале 80-х гг. в мои руки попала книга швейцарского автора (на французском), в которой были опубликованы несколько любопытных фактов из истории роликовых коньков. Книга разбудила мой интерес, но ее (книги) было явно недостаточно. Я захотел узнать, как выглядели старинные ролики, как на них катались. И я стал работать с архивными документами, в частности, в музее искусств и ремесел (musee des Arts et Metiers). Там мне вообще ничего не удалось найти по роликам. Однажды я оказался в национальном институте промышленной собственности INPI (Institut National de la Propriete Industrielle). Я нашел там несколько патентов и заявок, по сути, вышел на "след". Мне удалось провести тщательный патентный поиск по французским, английским, немецким и американским патентным документам. Неделями я просиживал в подвалах, запыленных и плохо освещаемых помещениях. А потом, постепенно, я расширил сферу своих поисков, стал искать газетные публикации о местах катания, о самих роллерах. Ездил в архивы Швейцарии и США.
Именно на основе найденных материалов Вы написали книгу Роллермания ("Rollermania")?
Однако я продолжал искать и находить новые документальные свидетельства, а моя книга продолжала расти в объеме. Однажды, совершенно случайно, я обратил внимание на анонс издательства Gallimard, в котором сообщалось, что они ищут юных авторов (не старше 25 лет) и предлагают рассказать о своих увлечениях, приключениях или исследованиях. Я написал туда письмо. Мой манускрипт попал в руки директрисе сборника "Открытия" (Decouvertes), которая решила взять его на редактирование и подготовку к публикации. Они тут же дали рекламу. В результате, книга привлекла интерес, так как она не представляла из себя сухое перечисление фактов, но содержала массу рисунков и иллюстраций. Для того, чтобы адаптировать мою книгу с учетом формата сборника, пришлось потратить целый год. Мою рукопись сократили на две трети. В результате тираж книги "Rollermania" составил 15000 экземпляров. На сегодня, проданы две трети всего тиража, то есть приблизительно, 10000 книг.
Вы продолжаете свои поиски в архивах?
Да, продолжаю. Периодически что то новое нахожу. Но, сейчас моя работа, главным образом, заключается в том, чтобы преобразовать свои записи в формат базы данных. Например, я уже создал несколько разделов - ролики в кино, ролики в патентах и т.п.
Есть ли другие историки роликовых коньков?
И да, и нет. По телефону я общался с одним коллекционером, который подарил свою коллекцию музею роликовых коньков им. Линкольна (Musee du Roller de Lincoln) в штате Небраска, США. Однако пока мы очно не встречались. Во Франции есть коллекционер, в коллекции которого примерно столько же роликов, что и у меня. Он не просто собирает роликовые коньки, но и пытается их отреставрировать. Он живет недалеко от Парижа. Забавно, но желание начать коллекционировать ролики возникло у него при чтении моей книги. Честно говоря, у меня дома совсем мало места, поэтому, я не сильно стремлюсь расширять свою коллекцию экспонатов.
Вы по прежнему продолжаете кататься?
Сравнительно недавно я травмировался, когда катался на роликах. Пытался сделать простую фигуру, но упал - в результате, надорвал одну мышцу. Сейчас я снова могу нормально ходить. На роликах мне пока немного больно кататься, однако на прошлой неделе я катался на ледовых коньках.
Какой стиль катания Вы предпочитаете?
Периодически я просто катаюсь на роликах. Но, больше всего мне нравится фигурное катание (с учетом моих физических возможностей) на просторных площадках. Люблю выписывать дуги, делать шаги вальса и прочие относительно простые элементы. Как только я разучиваю какой то элемент на льду, пытаюсь его сделать на роликах. Так, например, я решил испытать, что же такое "шорт-трек", не на соревнованиях, конечно, просто почувствовать ощущения (этот стиль мне очень нравится).
Каков Ваш распорядок дня?
У меня нет жестких правил. Я никогда заранее не знаю, что буду делать, когда проснусь. Люблю немного пройтись, затем похозяйничать на кухне. Домашним хозяйством занимаюсь только сам. Люблю читать, ходить на рынок, в театр, посещать концерты. Иногда слушаю музыкальные записи. В общем, провожу свое время, будто бы нахожусь в отпуске. Изредка встречаюсь с журналистами.
Случается эффект снежного кома, когда один пишет статью, а другие просто приходят за компанию. Часто они задают идентичные вопросы, а я даю одинаковые ответы. Это немного утомляет. Мне иногда кажется, что я превращаюсь в попугая.
Мода на ролики прошла. Каким Вы видите их будущее?
Какие технологические новинки Вы предполагаете увидеть?
Инновации далеко не всегда сразу хорошо воспринимаются покупателями. Я очень хорошо помню, как на одной из гонок зрители отпускали ехидные комментарии по поводу Арно Гикеля (Arnaud Gicquel), который побеждал на чемпионатах Франции на однорядных роликах. Гикель тогда отвечал на такую "критику" следующим образом "мы будем постоянно проигрывать спортсменам других стран, если не станем кататься на роликах нового типа" (до появления беговых однорядных роликов спортсмены бегали на четверках-кводах - прим. переводчика).
Изменилось ли место роллеров в последние годы в городской среде?
По симпатии: было время, когда проводились совместные покатушки. Так вот, велосипедисты подсмеивались над роллерами, когда маршруты проходили по грунтовым дорожкам. А роллеры "отыгрывались" в случае проколов шин. Что касается антипатии: представьте, что вы (роллер) едете по велодорожке, и вам навстречу едут два велосипедиста. В очень немногих случаях кто то из них сдвинется в сторону, чтобы вас пропустить. Но, честно говоря, у них есть на то причина: ни в каких правилах пользования велодорожками нет ни одного упоминания о том, что роллерам разрешено по ним передвигаться.
Как Вы относитесь к попыткам узаконить статус роллеров?
В этом смысле я - пессимист. Находясь на тротуаре, некоторые роллеры не всегда задумываются о своих маневрах. Другие зачастую выпендриваются и пугают пешеходов. Поэтому, пешеходы иногда плохо относятся к роллерам. Необходимо поддерживать и развивать определенный этикет роллера. Например, в США роллеры ведут себя (на тротуарах) гораздо скромнее и не наводят страх на пешеходов. Чувствуется, что они (роллеры) довольно уверены в себе, но соблюдают безопасную дистанцию во избежание неприятных последствий. Автомобилисты там тоже более терпимо относятся к роллерам. Думаю, это, прежде всего, вопрос менталитета и воспитания.
Узаконить статус роллера довольно сложно (применительно к ПДД), так как велосипедист управляет своим транспортным средством, а роллер - чем он управляет? С другой стороны, на тротуаре роллер двигается слишком быстро по сравнению с пешеходом. Но, нельзя же обязывать роллера двигаться со скоростью не более 8 км/час!. Я вижу только одну практическую возможность в данном смысле - сделать велодорожки более широкими. Специфика катания роллеров (своего рода, "маятник") требует для них бОльшего пространства, чем для велосипедистов.
Те люди, которые продвигают реформы, впадают в иллюзию, когда считают, что роллерам достаточно выделить какие то "ограниченные" площадки для катания. Одни роллеры катаются по велодорожкам, совершенно другие - по улицам. Из этого не следует, что не нужно строить специальные площадки и комплексы для роллеров, но существующую проблему это не решит.
Существуют ли другие вопросы, которые имеют, на Ваш взгляд, первоочередное значение?
Мне бы хотелось, чтобы федерация (французская федерация роллер спорта - примечание переводчика) была бы более открыта, в частности к техническим и технологическим новинкам, и уделяла бы бОльшее внимание фигурному роллер катанию (на однорядках). С другой стороны, жаль, что в СМИ роллер спорт очень редко освещается. Сейчас ситуация лучше, чем было 10 лет назад, но этого явно недостаточно. Образ роликов, как игрушки для детей, еще преобладает в обществе. Увы, сегодня это так. Если вы найдете в газете "l'Equipe" несколько строк о роллер спорте, это скорее будет исключением.
"Технические параметры"
Имя: Sam
Фамилия: Nieswizski
Прозвище: "Fend la bise" (рассекающий ветер)
Возраст: 80
Размер ноги: 42
Вес: 73 кг
Рост: 1,74 м
Семейное положение: вдовец
Любимое блюдо: селедка (бабушка и дедушка Сэма - выходцы из России)
Любимая музыка: классика (Бах) и джаз
Хобби: небольшие поделки по дому (радиолюбительство)
Любит: ролики (коньки) в общем смысле
Не любит: людей, которые чересчур серьезно относятся к себе, и ограниченное мировоззрение.
Начал кататься на роликах: в далеком детстве
Интервью взято в мае 2005
Автор, фото: Alexandre Chartier
Оригинал статьи:
Перевод: ОлегВ.